пятница, 13 февраля 2015 г.

МЛМ что это? мифы и реальность.

Можете себе представить, как непросто жить с фобиями (по-простому – страхами)? Кто-то до дрожи в коленках боится змей, кто-то испытывает приступы паники, каждый раз, когда за ним закрываются двери лифта, кто-то теряет сознание в метро...
Но это все ерунда по сравнению с той нечеловеческого масштаба фобией, которая настигает 90% здравомыслящего населения при упоминании о сетевом маркетинге – МЛМ. 

Казалось бы, эту тему уже давно и многократно пережевали, навесили все нужные ярлыки и забросили в пыльный ящик. Но не тут-то было! Путешествия по форумам показывают, что людей, вскипающих при любой отсылке к МЛМ-маркетингу, не стало меньше. Наоборот – их стало в несколько раз больше! Любопытен тот факт, что на деле почти каждый второй (в том числе и среди возмущающихся) уже является участником какого-нибудь МЛМ-бизнеса. 

Сразу почему-то вспоминается расхожая байка про секс в СССР. Все делали вид, что такого явления попросту не существует – хотя очевидно, что он был таким же обычным делом, как и теперь.

В этой заметке мне хочется отодвинуть в сторону  ту бурную реакцию на МЛМ, которая свойственна  типичному гражданину СНГ, и всерьез, с пристрастием, разобраться, наконец, с этим явлением. Тем более что наличие нескольких образований и определенного опыта ведения бизнеса и жажда докопаться до истины просто не позволяют оставить без внимания такую вкусную тему.  Справедливость, в конце концов, требует объективности. Ну, хотя бы временной.

Хочешь похудеть?

Из Википедии узнаем, что МЛМ – это одна из систем прямых продаж. Дальнейшие материалы статьи на эту тему настолько эмоциональны и местами неадекватны (что чести Википедии, конечно, не делает), что лучше даже не пытаться уловить истину. Впрочем, разберемся и сами.

Вот что подразумевает МЛМ. Сетевая компания предоставляет мне некий продукт. У меня, в свою очередь, есть вполне понятный выбор – либо продать этот продукт кому-то и заработать, либо перепродать его по той же схеме, по которой его продали мне (привлечь партнера – субдилера) и заработать. Так же и у привлеченного субдилера появится в точности такая же альтернатива. На самом деле есть и еще один вариант – потребить продукт вместо того чтобы ее продать. Но к бизнесу этот вариант имеет мало отношения.

Все те партнеры компании, которые привлечены лично мной (в МЛМ-компаниях их обычно именуют дистрибьюторами), закреплены за мной и приносят определенный доход именно мне – за счет процентов от продаж.  В ряде МЛМ-моделей каждый также имеет возможность зарабатывать и на тех дистрибьюторах, которых привели его дистрибьюторы, и так далее. 

Вот таков, в общих чертах, тот принцип, который обычно заложен в основу МЛМ-компании.

Сам по себе он, без преувеличения, гениален. И те, кому пришло это в голову, достойны  уважения. Молодцы.

Осторожно: сетевики в наших рядах

Если вы ярый противник всего, к чему можно применить определение «сетевой», то у меня для вас очень плохая новость. Весьма вероятно (даже почти очевидно), что вы уже являетесь участником МЛМ-структуры. Все продвинутые предприниматели, которые продвигают бизнес в Интернете, часто даже не подозревают, что «партнерки» – это тот же самый МЛМ в чистом виде. Как МЛМ-компании развивались многие популярные мобильные операторы. Так что, прежде чем позвонить кому-то, задумайтесь: может быть, в этот момент кто-то зарабатывает на вашем разговоре самым бесцеремонным образом!
А уж косметика и разного рода полумедицинские препараты – это вообще излюбленный продукт МЛМщиков. Именно поэтому НЕ быть клиентом сетевого маркетинга сегодня намного сложнее, чем быть им.

От сетевого маркетинга уже никак нельзя откреститься. МЛМ давно интегрировался в большинство сфер нашей жизни. И тех, кто рассуждает по принципу «если я этого не вижу, то оно не существует», мне искренне жаль. Раз уж МЛМ преуспевает и с каждым днем завоевывает рынок, так почему бы не заработать на этом? Или, по крайней мере, не потерять. 

Но для начала давайте разберемся вот еще с чем...

Кому вообще нужны все эти баночки?

Давайте разберемся, что такого нового-интересного-нужного привносят МЛМ-компании в нашу жизнь. Ведь должна быть какая-то причина того, что они до сих пор существуют, и весьма успешно. На самом деле наше общество по-настоящему нуждается в МЛМ, и я постараюсь доказать вам это.

1. Экзотические товары

Если вам будет предложено купить телевизор, то принять решение будет, в общем-то, несложно. По крайней мере, вы четко представляете, что такое телевизор.
И таких простых, откровенно банальных вещей, в нашей жизни множество. Столы, стулья, школьные тетради в линейку и цветные карандаши...с ними все просто, потому что мы знаем о них если и не все, то уж явно достаточно.
Так или иначе, мир не стоит на месте. Каждый день появляется невероятное количество различных новых товаров, о которых мы вообще ничего не знаем. Причем их «сложность» постоянно возрастает. А значит, производители сталкиваются с проблемой продвижения продуктов, которая оказывается просто неподъемной. Действительно – как их продвигать? Посредством телерекламы? Пустая трата времени и денег. Ни один канал не пропустит в эфир рекламный ролик, в котором будет подробно полчаса рассказываться о достоинствах того или иного изделия. А если не получится потенциальному покупателю о товаре рассказать, то и продать его, скорее всего, не получится. 
Но есть один способ донесения информации до целевого пользователя, который неизменно остается актуальным – передача информации из уст в уста. В свободном общении действительно можно передать собеседнику практически любую информацию; никаких ограничений нет.
Вот тут-то на сцене и появляется МЛМ. Ведь основная особенность данной системы – исключительная гибкость процесса презентации продукта. Вы не очень хорошо слышите? Дистрибьютор может говорить громче. Вам претит модный современный сленг или же, наоборот, вам непонятны сложные «устаревшие», на ваш взгляд, обороты? Дистрибьютор найдет комфортный формат общения.
Именно поэтому дистрибьюторы могут донести любую информацию до любого человека. Какая еще система продаж может предложить настолько гибкую рекламу?

2. Долой надоевшую рекламу!

С каждым днем рекламщикам становится все сложнее достучаться до потребителя: мы все меньше воспринимаем рекламу, и этот факт подрывает саму основу бизнеса, приводя к тому, что реклама дорожает, а ее «коэффициент полезного действия» при этом падает.
МЛМ позволяет легко добиваться результата без необходимости использовать надоевшую рекламу. Потому что в процессе непринужденного общения человек намного легче и быстрее усваивает любую информацию.

3. Потребность в общении

Одиноких людей сегодня намного больше, чем не одиноких. Об этом много пишут, об этом говорят педагоги, психологи и социологи.  Общество постепенно движется к тотальному индивидуализму. И в этих условиях всем нам не хватает общения.

Именно по этой причине очень многие и приходят в МЛМ – ради тусовки. Они даже не столь озабочены вопросом заработка, на первый план выходит общение. В обычной жизни взрослому состоявшемуся человеку завести друга сложно, но, приходя в МЛМ-бизнес, такой человек получает сразу же множество единомышленников, среди которых может найтись и настоящий друг.
МЛМ создает сообщество. Такое же, как создал в свое время Интернет, – но только в ключе бизнеса.

4. Страны недоразвитого капитализма

Сейчас среди нас живет несколько поколений тех, кто вырос в СССР, – с установкой на слово «нельзя» и принесение своих личных мечт в жертву мечтам общественным.  Неудивительно, что у этих людей внутри живет, по сей день, глубочайшая неудовлетворенность собой и теми результатами, которых им удалось достигнуть в своей жизни.
Наш капитализм еще совсем молод – ему всего-то лет двадцать с небольшим. И основная масса тех, чьи доходы более чем скромны, еще только начинают осознавать, что они могут круто изменить свою жизнь, основываясь как раз-таки на идеях капитализма.  Они только-только начинают думать об этом и строят первые робкие предположения.
Для этой группы людей так называемая «работа на дядю» всегда была нормой – единственно верным средством удержаться «на плаву». А те, кто пробовал заняться бизнесом, в большинстве своем застряли на банальном частном предпринимательстве.
Но такое понятие, как «финансовая независимость», постепенно проникает в сознание, и манит, и  людям все меньше хочется мириться со статусом наемных работников.
Вот тут-то сетевые компании предлагают Шанс (пусть порой и весьма эфемерный). Но Шанс! Которого не дают ни работодатели, ни государство...никто!

После 75 лет рабства хочется легкого заработка.
После жизни «под копирку» хочется финансовой независимости.

И это вполне нормально.

5. Эмоциональный голод

Можете вспомнить, когда вам последний раз говорили, что вы неотразимы и вообще лучше всех? Если не можете, то это, скорее всего, было давным-давно – в далеком детстве, когда вас тискали восторженные любящие родственники.
В нашей жизни действительно нет места признанию. Все только и занимаются тем, что потуже затягивают пояса. А ведь душе-то всегда хочется чего-нибудь эдакого... 
В МЛМ-компаниях признания хватает на всех. И пусть в ряде случаев признание это дутое – среднестатистическому человеку вполне достаточно и этого.
Помните ли вы в своей жизни момент, когда вам восторженно хлопали несколько тысяч человек? Вручали вам награду? Подарки от компании?
МЛМ даст вам все это – стоит только захотеть.

6. Обучение

Вот уж в чем МЛМ-компании действительно преуспели, сделав доступными для широкого круга людей такие понятия, как «финансовая независимость», «денежный поток», «визуализация», «целеполагание», и множество других.
Вам не кажется странным тот факт, что мир поменялся, а наших детей в школах учат все тем же вещам, которым учили маленького Ленина?
МЛМ – не школа, но здесь человека действительно учат тому, как жить в современном мире. Причем каждому достается знаний по способностям (и потребностям): кому-то достаточно узнать, что можно зарабатывать самостоятельно, кто-то достигает реального успеха, постигая все хитрости ведения бизнеса. В любом случае, МЛМ меняет сознание. И это, в большинстве случаев, перемены к лучшему.
Но поспешим. Ведь оценка должна быть объективной. То есть в статье мне нужно МЛМ не только похвалить, но и показать основные минусы этой системы.

«Компания ищет молодых и энергичных людей…»

Давайте попробуем разобраться, по какой же причине МЛМ обвиняют во всех смертных грехах. На самом деле причин – или мнимых причин (ведь не всегда обвинения бывают обоснованными) – даже несколько.

1. В сетевых компаниях нет места профессионалам

Спорить бессмысленно: основную массу дистрибьюторов в данном случае действительно составляют люди с весьма средними способностями, часто вообще не имеющие представления о том, что такое бизнес. Почему так происходит? 

  • Издержки роста. МЛМ-компании растут как на дрожжах, и с учетом таких скоростей владельцам бизнеса достаточно сложно поддерживать качество сети.

Но вспомните хотя бы тех же мобильных операторов. Помните, каким было качество связи, когда у вас появилась ваша первая «мобила». Тогда для операторов главным было открыться и удержаться на плаву. А вот теперь, когда рынок уже завоеван и распределен между несколькими компаниями, у них появилось время на то чтобы улучшать качество связи, предлагать новые услуги, и т.д. и т.п.

То же самое произойдет и в среде МЛМ-бизнеса. Через какое-то время компании перестанут работать на охват аудитории и начнут работать на ее удержание – совершенствуя  продукты и предлагая своим пользователям интересные новинки.

  • Система бизнеса. Модель МЛМ выстраивается так, что не существует, по сути, четкого деления на подчиненных и начальников. То есть очень велика степень свободы внутри системы.
  • Эмоциональная основа. МЛМ – крайне эмоциональный бизнес. Именно эмоциональная составляющая является тем цементом, который не позволяет ему развалиться. Человек, который уж слишком «увлекся», действительно может выглядеть как непрофессиональный пустозвон, но не стоит основываться в суждениях исключительно на том, что мы видим.


2. Реальный заработок идет к «верхам», остальные дистрибьюторы – просто пушечное мясо 

МЛМ-компаний, конечно, много, и за все я ручаться не могу. Но в большинстве случаев это не так. В том-то и прелесть маркетингового плана МЛМ, что он дает возможность заработать КАЖДОМУ. Без исключений. 

И тем более интересно, что стало первопричиной подобных обвинений в адрес МЛМ-модели.

Для начала стоит упомянуть о том, что основная масса людей действительно привыкли работать «на дядю». А «дядя» зарплату, как правило, платит исправно – даже за очень криво сделанную работу или за то, что сотрудник весь день на рабочем месте почитывал блоги и листал инстаграмы.

Но, как уже упоминалось ранее, мир за последние 20 лет сильно изменился. Требуются реальные навыки или, как минимум, желание обучаться.

И если такой вот офисный работник приходит в МЛМ, он закономерным образом сразу же «обламывается». Потому что нужных навыков у него нет, а учиться ему не хочется. Не привык.

Что же получается? Учиться не хочется людям, а виновата во всех их неудачах злая-плохая бизнес-модель? Как-то это спорно. Тем не менее, большинство вполне комфортно уживается с подобной философией. Впрочем, остается пожелать им удачи...

3. Сетевой бизнес завышает цены на свои товары

Да, именно так зачастую все и бывает. Особенно если говорить о некоторых китайских МЛМ, которые производят товары себестоимостью 15 долларов и сбывают их радостным потребителям по 600 евро за штуку.

С одной стороны, достаточно очевидно, почему так происходит: всем хочется получать больше. А владельцам компаний еще ведь нужно платить немаленькой толпе дистрибьюторов и тому подобное... вот и получаем мы сумасшедшие накрутки в сухом остатке.

С другой стороны, давайте для начала вообще попытаемся понять, что же именно мы покупаем?

Простой пример: если вы будете делать кофе дома, то чашка кофе обойдется вам едва ли в $0,2. Но вот если ту же самую чашку кофе (с таким же сахаром и такими же сливками) вы захотите выпить в кафе, то заплатите за нее уже $1,5. А в дорогом фешенебельном ресторане стоимость чашки кофе может быть и $7, и больше. Ощутимая разница, не правда ли?

Ответ на вопрос, почему так происходит, прост: продается не обычный кофе, а нечто большее, чем кофе.

В МЛМ компании человек имеет возможность не только пользоваться отличным продуктом, но также и обучаться, тусоваться, поднимать свою самооценку, получать признание... Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что это дорогого стоит.
И, если уж на то пошло, никто никому не запрещает продавать что-нибудь очень дешевое (например, спички или носки) за нереально высокую цену. Ругаться, конечно, будут. Но найдутся и те, кто купит. А вот почему люди продолжают покупать спички и носки втридорога – это уже тема для отдельной статьи.

4. В сетевом бизнесе слишком много пустых обещаний

Что правда то правда. Сетевик – тот же политик перед выборами, только еще похлеще. Его хлебом не корми, дай порассказывать да наобещать с три короба.

Но и здесь есть другая сторона. Обратная сторона медали, если хотите. 

В момент нашего рождения, увы, никто не подписал с нами договор о том, что не нужно учиться, или о том, что все будет честно, или о том, что можно ничего не делать, а миллионы приплывут в руки сами.

Как говорится, Добро пожаловать в реальный мир!

В реальном мире обманывают все, кому не лень, и многие вещи, кажущиеся очевидными, оказываются на деле совсем не очевидными. В реальном мире не всегда можно верить даже близким людям, и вообще лучше сразу готовиться к тому исходу, что похуже.

Только проблема в том, что далеко не всем хочется об этом задумываться. Большинству – вообще думать не хочется. И виноват всегда кто-то со стороны...

Конечно, пустой треп сетевиков раздражает. Но ведь никто не мешает думать своими мозгами. Когда-то ведь надо начать.

5. Сетевые компании – те же финансовые пирамиды

По собственному опыту знаю: 9 из 10 тех, кто говорит об этом, понятия не имеют в принципе, что такое финансовая пирамида. Для простоты давайте заменим это понятие на более простое – «кидалово».

Да, это так. МЛМ – это кидалово. Если к вам подходит серьезный юноша в пиджачке и при галстуке и предлагает бизнес для настоящих мужчин, и предлагает стать трейдером, и зарабатывать до 30% в месяц... прислушайтесь. Обычно все эти серьезные представители говорят одну волшебную фразу, которая волшебным же образом слагает с них все обязательства, полномочия и риски того, что их найдут и больно побьют. «Я не даю никаких гарантий! У меня сработало – а ты попробуй сам, посмотри, что получится!» – вот, что они все говорят. Гарантии! Вот что важно в жизни. Не верьте слепо – ищите гарантии. Те гарантии, которые вас устроят, которые сработают лично для вас.

Деньги, которые люди теряют в МЛМ-бизнесе (на форумах только и разговоров, что об этом) – это просто плата за отсутствие финансовой грамотности и нежелание учиться.

Ну и в качестве заключения, наверное, все же стоит ответить на вопрос, стоит ли вообще связываться с МЛМ-бизнесом. Давайте попробуем.

Я бы в МЛМщики пошел?

Предлагаю для начала усвоить вот что:  МЛМ – это не бизнес! Точнее, для собственников это, может, и бизнес, но вот для каждого отдельно взятого дистрибьютора – нет. Скорее, предпринимательство.

И не верьте байкам про то, что вся система будет работать на вас, а вы будете себе отдыхать. Не будет. Не будете. Будете работать – просто планка будет постоянно увеличиваться.

Пассивного дохода в МЛМ нет и быть не может. По крайней мере, в чистом виде. Вам придется вкалывать сначала для того чтобы выстроить сеть, а потом – для того, чтобы ваши драгоценные обученные дистрибьюторы не разбежались и тоже вкалывали.

Основной навык, который требуется в МЛМ (и которому МЛМ учит) – это навык прямых продаж. Да, если вы хотите зарабатывать действительно много, то обладание этим навыком вам очень пригодится.

Хотите расширить свой кругозор? Вам скучно? Не хватает признания? Ответы на все эти вопросы опять-таки есть в МЛМ.

В МЛМ можно заработать. И заработать много. Просто происходит это не потому что МЛМ – особый вид магии, а потому что люди умеют думать своими мозгами. С тем же успехом те, кому легко дается заработок в МЛМ-модели, могли бы зарабатывать любым другим способом. 

Финал

Для того чтобы до основания по кирпичикам разложить такое непростое явление, как сетевой бизнес, пришлось бы написать целую увесистую книжку. Но времени на это нет. Поэтому могу вам лишь дать совет: почаще включайте мозги и не упускайте классные возможности. МЛМ – это классная возможность. Которая для кого-то может стать настоящей взлетной полосой.  В конце концов, многие миллионеры именно с этого и начинали – с впаривания книжек и баночек с мазями богатеньким зевакам на улицах. 

В любом случае, выбор за вами.

И, конечно же, успехов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий